Вопрос продажи в частную собственность Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов, похоже, окончательно решен. Предприятия должны быть приватизированы в 2028 году, согласно утвержденному правительством перечню.
Национальный офис по приватизации, входящий в структуру Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), сформировал список из 473 госпредприятий, которые планируется передать в частную собственность. Согласно этому документу, 100% или контрольные пакеты Атырауского нефтеперерабатывающего (АНПЗ) и Павлодарского нефтехимического заводов (ПНХЗ) планируется приватизировать в 2028 году.
Предприятия хотят продать, чтобы привлечь инвестиции для модернизации их производства, повышения эффективности и освоения дополнительных рынков. Также покупатель обязан провести комплексный финансовый, юридический, экологический аудит предприятий, подготовить обновленный бизнес-план с капитальными затратами и анализом рентабельности, оценить активы и обязательства заводов. Их планируется реализовать через открытый двухэтапный конкурс, электронные торги или продать напрямую.
Продажа сразу двух НПЗ, на которые приходится 60% всей переработки, могут вызвать у части общественности опасения или настороженность – как это отразится на рынке ГСМ, не вырастут ли цены на топливо и т.д.
Почему надо продать НПЗ и в каком они состоянии
Сейчас ПНХЗ на 100% контролируется национальной компанией «КазМунайГаз» (КМГ), АНПЗ – на 99,53%, остальная доля участия в предприятии принадлежит ряду частных компаний и физическим лицам.
Оба предприятия прибыльные, хотя иногда получают и убытки. Согласно финансовому отчету, общая выручка АНПЗ за прошлый год превысила 308,6 млрд тенге, что на 2% больше, чем годом ранее (301,5 млрд тенге). Однако чистая прибыль предприятия за этот же период сократилась почти в три раза – с 92 до 32 млрд тенге. При этом в 2022 году завод потерпел убыток почти в 50,4 млрд тенге. Компания связала тогда свой убыток с повышением курса российского рубля и доллара США, и признанием курсовой разницы по имеющимся займам и договорам с поставщиками, и дополнительными тратами, возникшими в связи с досрочным погашением займа от Китайского экспортно-импортного банка. Завод взял кредит в российском ВТБ в рублях, чтобы погасить полностью китайский в долларах. Но в 2022 году стоимость российской валюты тоже подскочила, из-за чего появилась разница.
Между тем, долги предприятия перед кредиторами, по-прежнему остаются высокими и на сегодня превышают 1,2 трлн тенге.
Общая выручка ПНХЗ за прошлый год достигла почти 156 млрд тенге – на 14% больше чем годом ранее (136,8 млрд), а чистая прибыль – 20 млрд тенге, сократившись за год на 60% (49,7 млрд тенге в 2023 г.). При этом долги компании на начало этого года составляли почти 80,3 млрд тенге.
По обеим предприятиям в качестве дополнительных условий при приватизации указывается необходимость реструктуризации долговых обязательств и разработка программ оптимизации.
Атырауский НПЗ был введен в эксплуатацию в 1945 году. Преимущество АНПЗ в том, что он расположен в области, дающей 62% нефти, добываемой в стране. Это означает, что проблем с нехваткой сырья у предприятия нет.
С 2003 по 2018 год завод прошел три этапа модернизации, которая в общей сложности обошлась в $3,6 млрд. После этого его мощность увеличилась с 4,7 до 5,5 млн тонн в год, а глубина переработки – с 70% до 86%. Предприятие начало выпускать бензол и параксилол.
Однако с ростом производительности в два раза увеличились объемы выбросов вредных веществ в атмосферу. Жители Атырау периодически жалуются на специфический запах, идущий со стороны завода. Но доказать, что именно завод портит воздух, не могут.
Время от времени на заводе возникают конфликты между сотрудниками и руководством предприятия. Последняя по времени такая история произошла в 2024 году, когда заводчане подписали петицию с требованием уволить гендиректора ТОО «АНПЗ» Галымжана Жусанбаева, которого они обвинили в воровстве металла, выводе нефтепродуктов и т.д. В ответ руководитель заявил, что, наоборот, это он остановил воровство на предприятии, что и стало причиной такого отношения к нему.
Помимо этого, на заводе часто происходят аварии и остановки производства, из-за чего снижается выпуск ГСМ в стране и приходится их импортировать.
По сравнению с атырауским заводом, ПНХЗ – это более современное предприятие, введенное в эксплуатацию в 1978 году. Его главная проблема – зависимость от импортного сырья. Он был построен в советское время для переработки нефти с российских месторождений. Проектная мощность завода 6 млн тонн в год. Но чаще он перерабатывает около 5,5 млн тонн нефти в год, более 80% из которых поставляется из России.
В 2024 году АЗРК провело анализ состояния конкуренции на рынке переработки нефти. По результатам исследования ведомство отметило «низкое качество управления государством» двумя заводами. При этом за 5 лет в их модернизацию было вложено 1,9 трлн тенге. По данным агентства, за 2021-2023 годы на АНПЗ и ПНХЗ произошло 106 внеплановых остановок, тогда как на Шымкентском НПЗ, который чуть больше, чем наполовину принадлежит китайской CNPC, произошла 21 остановка.
В агентстве считают, что Шымкентским заводом управляют эффективнее. Поэтому рекомендуется также приватизировать Атырауский и Павлодарский, сохранив государственный контроль над предприятиями.
При этом ведомство предложило государству купить у иностранных инвесторов доли в крупных месторождениях, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, отдав им взамен доли в НПЗ, что должно позволить увеличить объем переработки нефти и повысить технологичность производства. Пока неизвестно, готовы ли Chevron, ExxonMobil и другие мейджоры инвестировать еще и в переработку нефти в Казахстане. Но были сообщения в прессе со ссылкой на анонимные источники, что заводами в разное время интересовались российские «Лукойл», «Татнефть» и «Газпромнефть». Но реальных сделок так и не было заключено.
Тарифы у них не ниже европейских – эксперт
Между тем, ряд независимых экспертов тоже считают, что АНПЗ и ПНХЗ нуждаются в приватизации.
«Эти заводы давно нужно было приватизировать. Не вижу ничего стратегического в НПЗ. У нас есть какое-то военное представление со времен, наверное, Великой Отечественной войны, когда АНПЗ строили, что это какой-то стратегический объект и т.д. Ничего стратегического в этом нет. Я не знаю каких-то государственных НПЗ в Америке или Европе. У них это всё частное, и вообще в целом нет госкомпаний. И частники всем этим спокойно управляют», – говорит Олжас Байдильдинов, эксперт нефтегазовой отрасли.
По его словам, сегодня все ремонты и другие расходы на содержание этих заводов ложатся на бюджет КМГ и, соответственно, на акционеров компании, на общество и страну в целом. А если бы они были приватизированы, то эти затраты были бы у частного владельца.
«Очевидно, что КМГ в последние годы утратил компетенцию управления заводами. Если почитать официальные отчеты, то там количество плановых и внеплановых остановок тоже довольно большое. При этом нет прозрачности в том, сколько вообще тратится денег на устранение этих аварий. По-хорошему, КМГ в своем годовом отчете нужно писать, во сколько обходится содержание этих заводов. К примеру, АНПЗ я сравниваю с каким-нибудь BMW 1990-го года выпуска – он толком не ездит, при этом в него надо постоянно деньги вливать. Нужно ли такое предприятие государству? При том, что заводы нуждаются в модернизации и обновлении, что требует дополнительных инвестиций», – отмечает эксперт.
Он считает, что частник будет управлять заводами более эффективно и правильно, без каких-либо нарушений. При том, что, как отмечает эксперт, ранее руководители АНПЗ и ПНХЗ обвинялись в коррупции.
Эксперт оценивает стоимость заводов примерно в $300-400 млн каждый. При этом он полагает, что исходя из прибыльности предприятий, инвесторы могут вернуть деньги, вложенные на покупку заводов, в течение пяти лет.
«Понятно, что в другой среде эти активы были бы более привлекательными, более прибыльными. Но сейчас вот пока у нас ситуация такая, что рынок перерегулирован. Государство устанавливает тарифы на переработку. НПЗ могут сами покупать нефть для переработки и дальнейшей продажи уже в виде нефтепродуктов, но они сейчас этим не занимаются. Возможно из-за того, что цены на нефтепродукты у нас низкие, и вы не можете их экспортировать», – рассуждает Байдильдинов.
Он говорит, что, по неофициальной информации, «Татнефть» изучала возможность покупки АНПЗ и оценила завод в $80 млн.
А еще надо учитывать, что заводы имеют обязательства по кредитам, особенно высокая задолженность у АНПЗ. То, что тарифы устанавливаются в тенге, которая подвержена девальвации, это может осложнить возврат инвестиций. А любой потенциальный покупатель в любом случае ориентируется на долларовую стоимость объекта.
При этом, считает эксперт, для КМГ приватизация АНПЗ и ПНХЗ, наверное, станет своего рода политическим шагом, который признает, что нацкомпания вложила много в эти предприятия, а продает за дешево. Но лучше зафиксировать этот убыток и отпустить их в рынок.
«Вы подойдите к любому автовладельцу в США или Европе, и спросите, с какого завода поступает топливо, которым вы заправляете свою машину. Думаю, он знать не знает этого и ему это не интересно даже. А мы сидим и каждый раз молимся, чтобы завод какой-то не сломался, чтобы он по плану вышел с ремонтных работ. Зачем вот это всё нужно? Я не очень это понимаю. Это всё должно быть в частном секторе. Пусть эти заводы конкурируют с другими НПЗ нашего региона. Пусть они спокойно оперируют на рынке. Покупают нефть и продают нефтепродукты. Чтобы это был свободный рынок с открытым ценообразованием. Тогда всё это будет жить и работать так, как должно», – считает Олжас Байдильдинов.
По его словам, сейчас есть и рассматривается вариант передачи НПЗ в доверительное управление на пять лет с последующим выкупом.
«Возможно, эта схема более оптимальна для КМГ. Потому что в этом случае не придется признавать убыток по этим заводам. А это (признание убытков), наверное, тоже довольно проблематично», – полагает эксперт.
Но вопросы всё равно остаются. Например, что произойдет после продажи заводов? Насколько изменится рынок нефтепродуктов страны? Повлияет ли приватизация на стоимость топлива на внутреннем рынке?
«Тарифы на переработку нефти у нас сегодня составляют примерно $70-100 без НДС – это тот уровень стоимости процессинга, который есть в Европе. Наши НПЗ в целом не несут убытки от переработки. По сути АНПЗ и ПНХЗ – это современные заводы, которые производят довольно качественное топливо. Из-за низких внутренних цен на нефтепродукты, скорее страдают недропользователи, которые поставляют нефть на отечественные НПЗ по заниженной стоимости. И я не думаю, что приватизация сильно повлияет на стоимость топлива. При этом, я считаю, что эти заводы должны конкурировать с другими такими же предприятиями в регионе, например, с российскими или китайскими, у которых примерно такие же цены на переработку. Заводы должны быть в рынке, а тарифы у них рыночные уже сейчас», – говорит эксперт.
Со своей стороны Казахстанская топливная ассоциация поддерживает приватизацию Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов, считая это важным шагом для привлечения инвестиций в модернизацию и расширение производства.
«Практика показывает эффективность подобных решений: на заводе ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (Шымкентский НПЗ), где доли государства и CNPC распределены поровну, инвесторы уже финансируют масштабное расширение мощностей. До 2030 года предприятие планирует удвоить выпуск нефтепродуктов, включая сжиженный газ, бензины АИ-92/95 и дизельное топливо. Исходя из такого опыта, ассоциация считает приватизацию НПЗ своевременной мерой, которая позволит насытить внутренний рынок и увеличить экспорт уже переработанной продукции – а не сырой нефти. При этом важно, чтобы процесс проходил открыто и с соблюдением национальных интересов», – отмечают в организации.
