«Государство должно не регулировать рынок, а создавать для него условия»: чего на самом деле хочет автогазовый бизнес

Цены на автогаз в Казахстане тема, неизменно вызывающая бурные споры. В обществе распространено мнение, что бизнес, добиваясь повышения цен, стремится к сверхприбылям. Однако реальность такова: за литром дешёвого топлива стоит отрасль, работающая на грани выживания. Почему автогаз это не только бизнес, но и элемент энергетической безопасности страны, рассказал Жубан Шиназбеков, директор ТОО «Nomad-Gas LPG», входящего в Казахстанскую топливную ассоциацию.

Миф о наживе: кто и зачем поднимает цены на автогаз

«Цены на автогаз хотят поднять ради наживы» это мнение нередко звучит в обществе. Однако, по словам Жубана Шиназбекова, реальность выглядит иначе:

«Наш бизнес не шикует. Мы не гонимся за сверхприбылью – мы просто хотим работать без убытков, с нормальной, адекватной доходностью. При действующем госрегулировании отрасль теряет экономическую устойчивость», – подчёркивает он.

Чтобы широкая аудитория лучше понимала устройство автогазового рынка, эксперт условно делит его на три основных звена:

  1. Производители и поставщики – это нефтеперерабатывающие (ПКОП, АНПЗ, ПНХЗ) и газоперерабатывающие заводы («Жаикмунай», КазГПЗ, «СНПС-Актобемунайгаз»), обеспечивающие выпуск основного объёма сжиженного газа.
  2. Газонаполнительные станции (ГНС) – крупные резервуарные комплексы (от 300 до 2000 тонн), расположенные во всех областях РК, предназначенные для приёма и слива вагонов, хранения и последующей отгрузки газа на автогазозаправочные станции.
  3. Автогазозаправочные станции (АГЗС) – объекты, непосредственно осуществляющие заправку автотранспорта сжиженным газом.

На практике основными участниками розничного сегмента автогазового рынка являются ГНС и АГЗС – то есть представители второй и третьей группы в отраслевой цепочке. Именно они, как правило, оказываются наиболее уязвимыми.

В то время как производители и поставщики, обладая доминирующим положением на рынке и широким ассортиментом нефтепродуктов, находятся в более устойчивом и выгодном положении, на плечи ГНС и АГЗС ложится основная операционная нагрузка. Именно они обеспечивают конечного потребителя, сталкиваются с издержками, колебаниями спроса, ценовым регулированием и сезонными рисками.

Распространено заблуждение, будто основная прибыль от реализации автогаза остаётся у владельцев ГНС и АГЗС (розничная деятельность). В действительности это не так: маржинальность розничного сегмента крайне низкая. То есть маржинальная разница между розничной ценой «на пистолете» и совокупной себестоимостью (включающей оптовую цену на заводе и затраты на железнодорожную доставку до ГНС) зачастую минимальна.

Цена на автогаз формируется из множества составляющих: оптовая стоимость самого сжиженного газа, расходы на транспортировку (железнодорожную или автотранспортную), налоги, заработная плата сотрудников, арендная плата за участки под АГЗС, обслуживание оборудования и техники.

При этом логистика – один из самых затратных элементов. К примеру, газ в Алматинский регион нередко доставляется из Актобе, хотя географически ближе находится Шымкент (ПКОП). Такое неэффективное распределение потоков существенно увеличивает логистические издержки и, как следствие, отражается на конечной себестоимости продукта.

Чтобы показать, насколько на самом деле выглядит прибыльность автогазового бизнеса, эксперт приводит простой пример расчёта:

«Если разобрать, к примеру, действующую в июле розничную цену на автогаз в Алматинском регионе – 102 тенге за литр, – важно понимать, из чего она формируется. В эту сумму входит, прежде всего, оптовая закупочная цена на заводе-поставщике – 33 тенге за литр. Ещё 38 тенге – это стоимость доставки газа в Алматы железнодорожным транспортом.

Таким образом, остающаяся разница в 31 тенге за литр — это валовый доход ГНС и АГЗС (доход до операционных расходов). Именно из этой маржи покрываются их операционные расходы: заработную плату сотрудникам, налоги в бюджет, аренду земельных участков под установку газовых моноблоков, затраты на топливо, обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств, охрану объектов, административные и прочие текущие издержки.

В итоге доходы от хозяйственной деятельности едва позволяют достигнуть точки безубыточности – особенно в несезон, когда работа в убыток становится для автогазового бизнеса скорее нормой, чем исключением. В результате, чистая прибыль либо минимальна, либо вовсе уходит в минус.

При этом важно понимать: ГНС и АГЗС в одном только Алматинском регионе обеспечивает рабочими местами тысячи человек, развивает инфраструктуру для потребителей газа (сеть АГЗС), ежемесячно вносят в бюджет сотни миллионов тенге в виде налогов.

У государства, между тем, нет собственной инфраструктуры для обеспечения населения автогазом. Все объекты – от ГНС до АГЗС – были построены за счёт частных инвестиций. Бизнес взял на себя все риски, фактически создав отрасль с нуля. Так, где же те самые «сверхприбыли», о которых так часто говорят?» – поясняет Жубан Шиназбеков.

Когда решения «сверху» ведут к перекосам «внизу»

Одной из ключевых проблем отрасли эксперт называет отсутствие межведомственной и межотраслевой координации.

«Министерство энергетики повышает розничную цену – и это, безусловно, положительный шаг для отрасли. Он даёт бизнесу шанс хотя бы частично восстановиться после длительных убытков, вызванных постоянными экспериментами и регулированием отрасли.

Однако параллельно КТЖ увеличивает тарифы на перевозку. В итоге весь потенциальный прирост маржи, который мог бы стать реальной прибылью, фактически «съедается» новыми затратами на железнодорожную логистику. Между государственными органами отсутствует согласованность в регулировании рыночных процессов – тех самых, от которых зависят инвестиционная привлекательность, устойчивое развитие и, в конечном счёте, благосостояние всей страны», – отмечает эксперт.

Пока одна часть государства делает шаг навстречу бизнесу, другая – фактически отбрасывает его назад. Повышение НДС, рост стоимости логистики и дизельного топлива, усиливающаяся инфляция – всё это бьёт по и без того низкой рентабельности (прибыльности) бизнеса.

Госрегулирование или рыночная свобода

Жубан Шиназбеков убеждён: рынок способен эффективно саморегулироваться – без вмешательства государства.

«До 2020 года розничная цена на автогаз в Казахстане не регулировалась. Что мы тогда видели? В разных регионах цена колебалась в диапазоне от 50 до 89 тенге за литр – в зависимости от логистики и удалённости от заводов-поставщиков. С внедрением обязательной биржевой системы, несмотря на возражения бизнеса, цена на автогаз резко взлетела – до 120 тенге за литр и выше. Вывод простой: рынок – как живой организм. Если ему не мешать, он способен сохранять баланс», – подчёркивает он.

Опасения по поводу возможного «беспредела» цен в условиях свободного рынка, по мнению эксперта, беспочвенны:

«Если один продавец завысит цену – потребитель просто уйдёт к другому. Конкуренция – лучший и самый честный регулятор».

При этом бизнес, по его словам, готов к компромиссам:

«Если бы государство предложило отказаться от госрегулирования при условии, что цена не будет расти неадекватно, отрасль пошла бы навстречу. Но при этом важно, чтобы и остальные составляющие ценообразования – оптовая стоимость газа на заводе, логистические издержки, тарифы на перевозки – оставались последовательными, логичными и сбалансированными. Нас вполне устроила бы разумная маржинальность, которая позволяет не просто выживать, а инвестировать в развитие, модернизацию в соответствии с новыми требованиями времени», – говорит Жубан Шиназбеков.

Автогаз не просто топливо, а часть стратегической стабильности

Автогазовая отрасль – это не просто коммерческая сфера. Это ключевой элемент энергетической безопасности страны. В неё входят газонаполнительные и автогазозаправочные станции, формирующие критически важную инфраструктуру. Каждый сбой в этой цепочке способен привести к серьёзным последствиям.

«ГНС выполняют стратегическую функцию: они создают запасы топлива в периоды острого дефицита газа или при остановке заводов-производителей. В моменты сезонного профицита, когда у заводов не хватает мощностей хранения, ГНС принимают излишки и тем самым предотвращают остановку производственной деятельности заводов. Это особенно важно в периоды пиковой загрузки. Представьте, что произойдёт, если «встанут» нефтеперерабатывающие заводы? Остановится выпуск бензина, дизеля, керосина, мазута, битума. А это означает, что остановится всё – от транспорта до дорожных работ», – подчёркивает Жубан Шиназбеков.

Вывод: бизнесу нужно пространство для дыхания

«Государство должно не регулировать рынок, а создавать условия для его развития. Это не просьба – это необходимость. Мы не просим льгот. Мы просим возможности работать по законам экономики. Для построения «Жаңа Қазақстан» нужна консолидация усилий государства, бизнеса и общества. Важно наладить открытый и конструктивный диалог, приводящий к совместным эффективным действиям. Только так возможен устойчивый и успешный путь вперёд», – подводит итог Жубан Шиназбеков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *