В Казахстане продолжает расти потребление сжиженного нефтяного газа. При этом спрос повышается не только со стороны нефтехимии, но и автотранспорта. Если два года назад в качестве моторного топлива использовалось 60% поставляемого на внутренний рынок сжиженного газа, то сейчас этот показатель достиг уже 85%.
Министерство энергетики намерено еще на полгода (с 1 июля по 31 декабря 2025 года) оставить действующие цены оптовой реализации сжиженного нефтяного газа (СНГ), которые были утверждены в декабре прошлого года. Тогда они были повышены на 15% – с 45 158 до 51 932 тенге за тонну. Ведомство объясняло тогда, что себестоимость производства сжиженного газа в стране составляет от 65 до 75 тыс. тенге за тонну, что из-за низкой стоимости реализации у заводов-производителей накапливается дефицит средств для модернизации и проведения плановых ежегодных ремонтов. Также ожидалось, что повышение цен позволит полноценно обеспечивать потребности внутреннего рынка, создать условия для привлечения инвестиций в переработку газа. За ростом оптовых последовало повышение предельных розничных цен: на 9-30% в зависимости от региона.
Между тем, выпуск сжиженного газа в республике в 2024 году вырос почти на 2%, до 3,01 млн тонн, согласно данным Argus. Но при этом экспорт газа из страны сократился более чем на 11%, до 698,1 тыс. тонн.
Потребители: авто и нефтехимия
Сжиженный нефтяной газ в первую очередь популярен у автовладельцев тем, что он в среднем вдвое дешевле, чем самый недорогой бензин – АИ-92. Экономия в расходах – самый главный фактор перехода автолюбителей на газ. К примеру, в Алматы литр АИ-92 на АЗС одной из популярных сетей продается по 213 тенге, тогда как автогаз реализуется по 102 тенге за литр.
Кроме того, на рынке появляется всё больше автомашин (в основном южнокорейских) с уже встроенным газобаллонным оборудованием (ГБО). Так что пока сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста спроса на СНГ в стране. По данным Минэнерго, сейчас в Казахстане около 85% сжиженного нефтяного газа потребляется в качестве моторного топлива.
«Если учитывать, что ежемесячно в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа, утверждаемого Министерством энергетики, распределяется 140-150 тыс. тонн, то из этого количества 80-85% используется как автомобильный газ», – сообщает министерство.
Ведомство отмечает, что по сведениям Министерства внутренних дел, количество авто, использующих сжиженный нефтяной газ в качестве моторного топлива, составляет 677 тыс. единиц, а количество АЗС, заправляющих машины сжиженным нефтяным газом, 2 867 единиц. При этом рынок развивается сам, без какой-либо государственной поддержки.
Правительство хочет и дальше увеличивать рынок автогаза, но не СНГ, а компримированного и сжиженного природного газа (СПГ). Минэнерго разработана Дорожная карта по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2024-2027 годы. Она предусматривает строительство автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и перевод городских маршрутных автобусов на природный газ.
Сейчас в Казахстане эксплуатируются более 2 700 единиц автобусов, использующих компримированный природный газ (КПГ) как моторное топливо. За прошедший год в республике было произведено и потреблено всего 121,2 млн куб. м КПГ.
Услуги автозаправки оказывает 21 АГНКС: восемь станций расположены в городе Алматы, три в Кызылорде, по две в Шымкенте, Мангистауской (г. Актау и с. Бейнеу) и Атырауской областях (города Атырау и Кульсары), и по одной в городах Актобе, Тараз, Уральск, Талдыкорган. А СПГ в настоящее время в Казахстане и вовсе не производится.
Предполагается, что перевод маршрутных автобусов на КПГ поможет не только снизить выбросы углекислого газа в городах, но и уменьшит спрос на дизельное топливо. Минэнерго отмечает, что общее потребление компримированного газа в республике в прошлом году составило 121,2 млн куб. м, что соответствует замещению 90 тыс. тонн дизтоплива.
Однако перевод автобусов на КПГ не ускоряется, хотя рынок имеет большой потенциал для роста. Отрасль нуждается в поддержке, поскольку самостоятельно автовладельцы вряд ли будут переходить на КПГ. Одной из причин этого может быть дороговизна установки оборудования. В прошлом году переоборудование обычного четырехцилиндрового автомобиля на сжиженный нефтяной газ специалисты оценивали в 150-200 тыс. тенге, а на компримированный природный газ – от 750 тыс. до 1 млн тенге. Да и весит ГБО для КПГ в три раза тяжелее, чем для СНГ. Кроме того, компримированный природный газ в среднем на 25-30% дороже, чем сжиженный нефтяной газ. Эксперты считают, что перевод на КПГ более предпочтителен для грузовых авто, работающих на дизтопливе, нежели для легковых. При этом нужно субсидировать не только переоборудование авто, но и расширять инфраструктуру производства и реализации метана.
Между тем, рынок сжиженного нефтяного газа растет быстрыми темпами. Согласно данным МВД, если в 2022 году количество авто с газовым двигателем составляло 491 тыс. единиц, то в 2023 году этот показатель вырос на 18%, до 582 тыс., а в этом году до 677 тыс. единиц (+16%). За три года количество авто на СНГ увеличилось на 38%. И это, похоже, не предел.
Растет потребление пропана и в нефтехимической отрасли. В ноябре 2022 года начал работать крупнейший в стране завод по производству полипропилена ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries» (KPI), который при выходе на полную мощность в год будет потреблять свыше 500 тыс. тонн СНГ. Если в 2023 году предприятие освоило 249,6 тыс. тонн газа, то в 2024 – уже 333,3 тыс. тонн, часть которого пришлось даже закупить из-за рубежа, поскольку основной поставщик сырья прекратил его выпуск.
В 2023 году единственным поставщиком газа на завод KPI в рамках долгосрочного контракта был «Тенгизшевройл» (ТШО), крупнейший производитель и экспортер СНГ в стране. Но в прошлом году 34,9 тыс. тонн пропана пришлось импортировать из России, отмечает Argus. Такие поставки отмечались в октябре-декабре, когда ТШО сократил выпуск газа из-за технических проблем. Основной объем пропана – 33,3 тыс. тонн – поставила компания «Сибур», которая является владельцем 40% доли участия в KPI.
Агентство сообщает, что спрос на автогаз в Казахстане растет, «особенно в западных регионах, и правительство держит вопрос обеспечения продуктом местного рынка на особом контроле». По оценкам участников рынка, свыше 15% автопарка страны используют автогаз.
В связи с ростом потребления СНГ правительство в ноябре 2023-го ввело полугодичный запрет на экспорт продукта, а затем регулярно его продлевало. В мае этого года власти снова на полгода продлили эмбарго. Но санкции не касаются предприятий, работающих по соглашению о разделе продукции (СРП) либо стабилизированному контракту: к ним относятся компании ТШО, Nostrum Oil&Gas («Жаикмунай»), «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО) и North Caspian Operating Company (NCOC).
Куда экспортируется сжиженный газ
Крупнейшим покупателем казахстанского сжиженного газа в прошлом году снова стал Таджикистан, хотя поставки в эту страну сократились на 1,5%, до 324,1 тыс. тонн. При этом около 97% этого объема поставил ТШО.
На втором месте по объему закупки казахстанского газа находится Турция – она импортировала 213,4 тыс. тонн СНГ – на 13% меньше, чем годом ранее.
Сократились и поставки СНГ из Казахстана в Афганистан: более чем вдвое, до 8,4 тыс. тонн, а импорт казахстанского сжиженного газа со стороны Кыргызстана упал сразу на 61%, до 5,9 тыс. тонн. Экспорт СНГ в страны Центральной Азии снизился из-за усиления конкуренции со стороны российских экспортеров, которые увеличили отгрузки газа в этот регион после того, как потеряли европейский рынок, – в декабре прошлого года в Евросоюзе вступили в силу санкции в отношении российского пропана и бутана.
Однако казахстанские экспортеры нарастили поставки газа в Польшу – на 14%, до 41 тыс. тонн, в Китай – на 90%, до 22,2 тыс. тонн и Узбекистан – на 73%, до 50,3 тыс. тонн.
Участники рынка полагают, что поставки казахстанского сжиженного газа в Европу будут расти, поскольку страны ЕС не смогут покупать его из России.
Между тем, несмотря на конкуренцию между российскими и казахстанскими экспортерами, стоимость сжиженного газа в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане и Афганистане выросла после того, как россияне ограничили поставки, а также повысили цены на свою продукцию. Также на поведение российских поставщиков повлияло укрепление курса рубля относительно доллара США. Цены выросли также из-за сокращения поставок из Ирана и Туркменистана.
Так, в феврале диапазон цен на пропан-бутановую смесь на казахско-узбекской границе был на уровне $380-420 за тонну, на казахско-кыргызской – $350-375, на узбекско-таджикской – $405-430, на узбекско-афганской – $410-450.
То есть в начале года казахстанские производители сжиженного нефтяного газа продавали его за рубеж в среднем по $400 или 202,4 тыс. тенге за тонну. Тогда на внутреннем рынке оптовая цена была на уровне 51,9 тыс. тенге или почти в четыре раза ниже.
Тем не менее казахстанские производители в 2024 году уменьшили продажи газа за рубеж более чем на 11%, до 698,1 тыс. тонн. Argus отмечает, что экспорт снижается четвертый год подряд и второй год остается на минимуме с 2005 года. Снижение экспорта связано с ростом спроса в стране как для нужд нефтехимии, так и в качестве моторного топлива.
Правительство работает над тем, чтобы увеличить производство сжиженного нефтяного газа в стране. Так, в июне этого года в Атырауской области началось строительство завода по забору, перевалке и фракционированию сжиженного нефтяного газа с месторождения Кашаган мощностью до 700 тыс. тонн продукции в год.
Проект осуществляется в рамках договоренностей между Министерством энергетики и участниками Северо-Каспийского проекта по соглашению о разделе продукции. В 2024 году национальная компания QazaqGaz и NCOC подписали договор купли-продажи СНГ, а также утвердили Дорожную карту проекта.
Прием первой партии газа для дальнейшей реализации на внутреннем рынке запланирован на декабрь 2025 года.
Также на Кашагане и других месторождениях планируется построить четыре газоперерабатывающих завода (ГПЗ), которые помимо товарного газа будут выпускать и сжиженный нефтяной газ. Это должно в значительной степени облегчить обеспечение внутреннего рынка газомоторным топливом.
Мы предлагаем нашим читателям также ознакомиться с мнением экспертов Казахстанской топливной ассоциации о том, какие виды автогаза пользуются наибольшим спросом в Казахстане, какова доля автогаза на рынке автомобильного топлива, насколько в стране развита инфраструктура автогаза и что необходимо предпринять для улучшения ситуации на этом рынке.
«На сегодняшний день основным видом автомобильного газа, который пользуется наибольшим спросом в Казахстане, является сжиженный нефтяной газ. Более 660 тысяч автомобилей в стране уже переведены на это топливо, и спрос продолжает расти. Что касается компримированного природного газа, то он также развивается, но инфраструктура всё еще ограничена. А вот сжиженный природный газ в автотранспортной сфере пока не получил широкого распространения. Его потенциал признается высоким, особенно для грузового и магистрального транспорта, но требует значительных инвестиций в заправочные станции и логистику.
По последним данным, в 2024 году потребление СНГ в Казахстане составило около 2,1 млн тонн. Это порядка 20% от общего объема потребляемого автомобильного топлива, включая бензин и дизтопливо. Рост автогаза обусловлен как экономическими факторами (более низкая стоимость топлива), так и растущим количеством автомобилей с установленным ГБО. Это серьезная доля, и она говорит о том, что СНГ уверенно закрепился как полноценная альтернатива традиционным видам топлива.
Если говорить про сжиженный нефтяной газ, то в целом инфраструктура развита удовлетворительно: по стране функционирует более 2000 специализированных автогазозаправочных станций (АГЗС). Однако уже сегодня ощущается нехватка объемов самого газа – спрос опережает предложения. Что касается КПГ и СПГ, здесь ситуация более сложная. В стране станций заправки КПГ существует всего несколько, а заправки для СПГ пока находятся в стадии проектирования. Также требует улучшения система технического обслуживания и переоборудования транспорта: в стране отсутствуют квалифицированные СТО и сервисы установки ГБО на КПГ и СПГ.
Для сбалансированного развития этого сегмента необходимо сразу несколько шагов. Во-первых, расширение внутреннего производства СНГ, в том числе за счет запуска новых мощностей, например, в рамках проекта «Кашаган». Во-вторых, нужно развитие заправочной инфраструктуры для КПГ и СПГ, особенно на междугородных маршрутах. В-третьих, необходимо стимулировать установку ГБО через субсидии, программы лизинга или льготные кредиты. Не менее важно развивать сервисную и техническую базу, обучать специалистов, сертифицировать оборудование. Ну и, конечно, нужен переход к более прозрачному и гибкому ценообразованию, чтобы избежать дефицитов и стабилизировать рынок».
Источник: https://petrocouncil.kz/ru/novost/kak-v-kazahstane-razvivaetsya-rynok-gazomotornogo-topliva